Кино: Форрест Гамп

Часто в качестве одного из своих любимых фильмов мои друзья и знакомые упоминают «Форреста Гампа» Роберта Земекиса. Высоко оцененный зрителями и критиками фильм получил множество наград. Фильм действительно яркий, интересный и легкий для восприятия.

Но мне бы хотелось глубже увидеть его содержательную, идеологическую часть, которая как мне кажется является по сути притчей для подрастающего американского поколения.

В основе фильма — история об обычном парне, эдаком иванушке-дурачке, только американском. Форрест растет в небольшом городке в штате Алабама, у него низкий IQ и проблемы с позвоночником.

Автор через поведение главного героя показывает, что любой человек может решить подобные проблемы: мать, за 5 недостающих баллов отдавшись директору, устраивает сына в школу. Этот поступок с точки зрения морали автором (американским обществом) никак не осуждается (ни Форреста, ни у его матери, ни у автора мы не видим никаких колебаний на этот счет), более того, даже поощряется, главное — есть результат, а способы найдутся.

Практическую реализацию этой парадигмы мы видим «во всей красе» во внешней политике США. Сравните с переживаниями Сонечки и других героев Достоевского в «Преступлении и наказании».

Дальше Форрест попадает в армию и на войну во Вьетнам. При этом зрителю ничего не говорят о причинах войны, о том, как истреблялось, выжигалось заживо местное население и т д. Но Форрест показан героем, который спасает половину взвода, вынеся раненых с поля боя, в том числе лейтенанта Дэна, которому впоследствии ампутируют ноги в результате полученных ран.

Антивоенный же митинг и его участники (в частности, друг Дженни) показаны неприятными (внешность), аморальными людьми (антивоенные марши, наркотики…).

Дело в том, что в американском обществе, по крайней мере того времени, не смотря на всю мощь американской пропаганды, были очень сильны антивоенные настроения и вина на уровне общественного сознания за войну во Вьетнаме.

Я считаю, что фильм «Фооррест Гамп» не только показывает вьетнамцев с наихудшей стороны (сцены войны), но и снимает, насколько это возможно, с американцев это чувство вины.

Вспомните один из эпизодов, когда Форрест видит лейтенанта Дэна снова (он поставил протезы и отлично выглядит: фиг с ним, что он убил массу людей, жизнь продолжается!), так вот этот самый Дэн женится на девушке азиатской(!) внешности. Что это значит на смысловом уровне? А то что Вьетнам настолько простил Соединенные штаты, что готов выйти за них замуж.

Это только одна метафора, а таких метафор в фильме очень много.

Фильм в целом неплох, но мне бы хотелось, чтобы в нем видели и эту идеологическую, если хотите, манипулятивную, часть.